На главную

Программирование на языке С++

Цикл for

Упражнения

Листки
Начало
Цикл if/else
Цикл while
Цикл for
Массивы
Строки и тип char
Указатели
Функции
Операторы присваивания
В языке C++ помимо стандартного оператора присваивания = существует еще несколько операторов присваивания: +=, -=, *=, /=, %=, &=, |=, ^=, <<=,>>=. Запись x+=a эквивалентна записи x=x+a, то есть значение x увеличивается на a. Аналогично работают и остальные операторы:
x=a
присвоить x значение a
x+=a
увеличить значение x на a
x-=a
уменьшить значение x на a
x*=a
умножить x на a
x/=a
поделить x на a (не забудьте про то, что бывает деление целочисленное и с плавающей точкой!)
x%=a
заменить x на остаток от деления x на a
Все эти операции возвращают ссылку на переменную, стоящую слева от оператора присваивания. При этом если в арифметической инструкции есть несколько операторов присваивания, то они выполняются справа налево. Операторы присваивания имеют более низкий приоритет, чем операторы +, -, *, /, %, то есть выполняются после этих операторов (если нет скобок).
Пример:
int n=2,m=3;
n+=m*=2;
cout<<n<<" "<<m;

Во второй строке стоит два оператора присваивания. Сначала выполнится оператор m*=2, поскольку он стоит правее. Этот оператор присвоит m значение 6 и вернет это значение. Следующим выполнится оператор n+=6, где 6 -- это значение, которое вернул предыдущий оператор присваивания. Таким образом, переменной n будет присвоено значение 8 и на экран будут напечатаны числа 8 и 6.
Операторы инкремента и декремента
Унарный оператор инкремента ++ увеличивает значение переменной на 1. Существует две формы оператора инкремента: префиксная форма ++n и постфиксная форма n++. Постфиксный оператор инкремента возвращает старое значение переменной, а префиксный оператор -- новое, то есть увеличенное на 1. Пример:
int a=0,b=0,c=0,d=0;
a=++b;
c=d++;

Переменные a, b, d в этом примере будут иметь значение, равное 1, а переменная c будет равна 0.
Унарный оператор декремента -- уменьшает значение переменной на 1 и также существует в префиксной и постфиксной формах.
Операторы инкремента и декремента имеют более высокий приоритет, нежели операторы арифметических операций и присваиваний, то есть выполняются раньше их (в выражении --d%=c сначала будет выполнен декремент переменной d, а затем оператор взятия остатка и присваивания %=).
Цикл for
Цикл for является универсальным циклом, который может использоваться и вместо цикла while. Однако в большинстве случаев цикл for используется для того, чтобы некоторая переменная изменялась в заданном диапазоне с заданным шагом.
Синтаксис оператора for такой:
for (инициализация ; условие ; итератор )
инструкция

где инициализация, условие, итератор -- арифметические выражения, инструкция -- одна инструкция языка C++.
Работает цикл for следующим образом. Сначала вычисляется выражение "инициализация". Затем вычисляется значение условия. Если оно истинно, то выполняется инструкция тела цикла, а затем вычисляется итератор. Если же условие ложно, то цикл не выполняется и управление передается на следующую инструкцию после цикла. Если цикл был выполнен, то после вычисления итератора снова проверяется условие, и если оно истинно, то снова выполняется инструкция, а затем вычисляется итератор и так далее, пока условие не станет ложно.
Таким образом, инициализация выполняется один раз до выполнения цикла и, как правило, используется для присвоения начальных значений переменным, изменяющимся в цикле. Условие проверяется всякий раз перед очередным выполнением блока цикла и обычно используется для задания границы изменения переменной в цикле. Итератор вычисляется после выполнения блока цикла и в большинстве случаев содержит оператор присваивания, инкремента или декремента, изменяющий значение переменной.
Рассмотрим следующий пример, в котором на экран выводится 3 числа: 0, 1 и 2:
for(i=0;i<3;++i)
cout<<i<<endl;

Последовательность действий такова:
1. Выполняется инициализация i=0.
2. Проверяется условие i<3.
3. Выполняется тело цикла: значение переменной i выводится на экран.
4. Вычисляется итератор ++i. Теперь i равно 1.
5. Проверяется условие i<3.
6. Выполняется тело цикла: значение переменной i выводится на экран.
7. Вычисляется итератор ++i. Теперь i равно 2.
8. Проверяется условие i<3.
9. Выполняется тело цикла: значение переменной i выводится на экран.
10. Вычисляется итератор ++i. Теперь i равно 3.
11. Проверяется условие i<3. Поскольку условие ложно, то цикл завершает работу, управление передается на следующую после цикла инструкцию, значение i при выходе из цикла равно 3.
Если в теле цикла нужно использовать не одну инструкцию, а несколько, то их надо объединить в блок при помощи фигурных скобок. Тело цикла может и вообще отсутствовать, тогда в качестве тела цикла следует использовать пустую инструкцию, которая ничего не делает и имеет синтаксис ";" (точка с запятой). Пример:
for( cin>>n ; n%2==0 ; n/=2) ;

В этом примере инициализация состоит из считывания значения n с клавиатуры, условие состоит в проверке, делится ли число n на 2, итератор -- в делении числа n на 2, а тело самого цикла -- пустое, так как сразу после закрывающей круглой скобки стоит пустая инструкция ";". Данный цикл будет уменьшать значение введенного числа в 2 раза до тех пор, пока число делится на 2.
В цикле for можно не указывать выражения инициализации, условия и итератора, но обязательно нужно проставить точки с запятой даже между отсутствующими выражениями. Если в инструкции for пропущено условие, то считается, что оно всегда истинно. Таким образом, бесконечный цикл можно задать следующим образом:
for(;;)

Инструкции управления циклом Внутри циклов while и for могут встречаться инструкции управления циклом. Инструкция break; прерывает выполнение цикла, управление при этом немедленно передается на следующую после цикла инструкцию. Инструкция continue; продолжает выполнение цикла со следующей итерации: все входящие в блок цикла инструкции не выполняются, в цикле for выполняется итератор, после чего проверяется условие (во всех видах циклов) и в зависимости от его значения выполняется или не выполняется тело цикла. Как правило, инструкции break; и continue; используются вместе с инструкцией if. Пример:
for(i=0;i<100;++i)
{
if(i%3==0)
continue;
cout<<i<<endl;
// Выполнить еще какие-нибудь действия
}

В этом примере переменная i в цикле принимает значения от 0 до 99. Внутри цикла проверяется условие и если i делится на 3, то оставшаяся часть цикла пропускается, и на экран будут напечатаны только те значения i, которые не делятся на 3.
Извлечение квадратного корня
Для извлечения квадратного корня (из величин типа double) используется стандартная функция sqrt, определененная в файле cmath. Для ее использования необходимо в начале файла с программой добавить строку #include , а при компиляции программы добавить ключ -m. Пример использования функции: d=sqrt(e);.

Упражнения

1. Не используя компьютер, определите значения переменных после выполнения данных фрагментов программ:
int a=5,b=4,c=17,d=3;
a-=b=c%=d;

int e=2, f=3;
++e+=f--;

int g,h=2;
g=(h++)+(--h);

for(int i=0; i<10; i+=3)
cout<<i<<endl;

for(int j=0; j<100; ++j)
{
j*=2;
cout<<j<<endl;
}

for(int k=0;k<100;)
{
if(k%2==0)
++k;
else
k*=2;
cout<<k<<endl;
}

Что будет выведено на экран в трех последних примерах?
2. В трехзначном числе зачеркнули первую цифру, полученное число умножили на 7 и получили исходное число. Найдите его.
3. По данному натуральному d найдите наименьшее решение в натуральных числах уравнения Пелля x^2-dy^2=1.
4. Для данного натурального числа n выведите на экран все его натуральные делители.
5. Число называется совершенным, если оно равно сумме своих делителей, не превосходящих его самого. Например, 6=1+2+3, 28=1+2+4+7+14. Найдите первые 5 совершенных чисел.
6. Быстрое возведение в степень По данному действительному a и натуральному n вычислите an за время порядка log(n) .
7. Бинарный алгоритм Евклида Найдите наибольший общий делитель двух чисел не используя медленного оператора деления. Можно использовать деление на 2 и взятие остатка от деления на 2, поскольку они выполняются при помощи битовых операций быстро.
Указание: НОД(a,b)=2НОД(a/2,b/2),если a и b - четные, НОД(a,b)=НОД(a/2,b),если a - четное, b - нечетное, НОД(a,b)=2НОД(a-b,b),если a и b - нечетные.
8. Найдите число, оканчивающееся на цифру d, при умножении которого на d получается число, которое также можно получить перестановкой последней цифры d в начало числа.
1. Решите эту задачу для d=4.
2. Аналитически (без использования компьютера) решите задачу для d=8.
3. Решите эту задачу для всех оставшихся цифр.
4. Подумайте над обобщением этой задачи на случай нескольких последних цифр.

наверх

NiveClip - российская транс группа

Hosted by uCoz